Три самых частых нарушения при госзакупках и как с ними бороться

Ермак Тимофей старший партнер, адвокат

Нарушений в сфере госзакупок не становится меньше. Напротив, недобросовестные их участники, а иногда и заказчики, постоянно пытаются обойти действующее законодательство. Цель одна - провести «подконтрольные» торги или передать заказ заранее определенному лицу.

Права участников могут нарушаться как на стадии подготовки, так и при оценке заявок и при подведении итогов конкурса. Рассмотрим самые распространенные случаи.

 

Незаконные формулы расчета баллов в конкурсной документации

Согласно 44-ФЗ «О контрактной системе», в конкурсной документации должен четко прописываться порядок подсчета баллов по каждому из критериев, используемых в закупках. Но бывают случаи, когда такого порядка и формул расчета нет. Чаще всего есть ссылка на Постановление Правительства РФ №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое устанавливает общие нормы по оценке нестоимостных критериев. В итоге конкурсная комиссия может злоупотребить субъективным и непрозрачным начислением баллов по одному из критериев для победы нужного поставщика.

Например, в нескольких аукционах по заключение контрактов на оказание охранных услуг для муниципальных нужд конкурсная документация по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» не имела формулы расчета баллов. Заказчик установил лишь максимальный балл и указал, что расчет производится согласно Постановлению Правительства РФ №1085. Победитель торгов получил большее количество баллов по данному критерию. При этом не было прозрачности - не было формулы, по которой они рассчитывались. При оспаривании результатов торгов в суде удалось доказать, что такой подход к формированию конкурсной документации не соответствует 44-ФЗ и Закону «О защите конкуренции». Все аналогичные торги с нарушениями признали недействительными (как и контракты с победителями).

В похожей ситуации рекомендуем бизнесу оперативно направлять жалобу в ФАС с ходатайством о приостановлении торгов. При положительном её рассмотрении конкурсная документация может быть признана незаконной, а заказчику даны указания наисправление нарушений. Если торги проведены, есть все основания для их оспаривания в суде с признанием недействительным заключенного договора с победителем.

 

Ошибки при подсчете баллов

Работа конкурсной комиссии, определяющей победителя, заключается в выявлении лучших условий исполнения контракта из предложений участников. Комиссия сопоставляет сведения, представленные в заявках, и критерии, установленные в конкурсной документации, а затем производит подсчет баллов.

По каждому критерию поставщик набирает определенное количество баллов, которое затем умножается на «коэффициент значимости критерия» (величина, отражающая его «вес» среди остальных критериев в данном тендере). Складывая эти показатели, образуется итоговый балл участника, что определяет его место в «рейтинге» и затем указывает на победителя торгов.

Подсчет баллов при корректно указанных критериях не сложен и производится по простейшим математическим формулам. Но бывает, что при изучении итогов участники обнаруживают арифметические ошибки комиссии при расчетах. Будто цифры взяты «с потолка». И это нередкое явление.

Такие ошибки возникают из-за неправильных математических вычислений, из-за игнорирования установленных коэффициентов, а также из-за присвоения не разрешенных баллов какому-либо критерию.

В нашей практике был случай, когда комиссия ошиблась дважды (госзакупки какого товара/услуги проводились? кто был заказчик – без названий, но с указанием профиля деятельности?). Сначала она не снизила одному из участников баллы по нестоимостному критерию (из-за худших условий оказания услуг не был применен коэффициент 0,5), а затем начислила всем потенциальным поставщикам 60 баллов вместо 40, предусмотренных «Порядком оценки заявок». Последний размещался вместе с конкурсной документацией на электронной площадке.

Столкнуться с описанной ситуацией бизнес может только после подведения итогов торгов и выбора победителя. Поэтому участники, скорее всего, не успеют обратиться в ФАС до заключения контракта с победившей фирмой.

В судебной практике такие случаи рассматриваются как существенное нарушение порядка проведения торгов, что согласно ст.449 ГК РФ является основанием для признания недействительными результатов торгов и заключенных контрактов. В то же время аннулирование торгов и контрактов не влечет автоматического пересчета баллов. Нарушенные права поставщиков могут быть восстановлены только путем проведения новых торгов по правилам законодательства о контрактной системе.

 

Неправильная оценка опыта поставщика

Самым распространенным нестоимостным критерием, применяемым при проведении закупок, является «Квалификация участников торгов». Конкурсная документация чаще всего требует от них предоставлять сведения об опыте в выполнении работ или оказании услуг, которые являются предметом конкурса. Для подтверждения опыта поставщики вынуждены предоставлять вместе с заявкой минимальное количество копий исполненных контрактов с определенным ценовым порогом.

На практике многие из участвующих предоставляют заключенные, но не исполненные до конца контракты. Конкурсная комиссия или заказчик, принимая, учитывает их при подсчете баллов. Часто это приводит к победе участников аукционов.

Практика рассмотрения жалоб ФАС говорит о том, что это неправомерно. Основной довод антимонопольного органа: неоконченные контракты нельзя учитывать, т.к. нет гарантий их выполнения и как следствие отсутствия претензий со стороны заказчика. Опыт неоконченных контрактов нельзя признавать положительным.

Частное охранное предприятие (наш клиент) участвовало в тендере, конкурсная документация по которому обязывала участников предоставлять n-ое количество контрактов по выполнению охранных услуг с зафиксированной ценой. По мнению клиента, данные условия не были выполнимы ни одним из известных ему конкурентов, участвовавших в торгах. Увидев, что эти заявки допущены, он обратился с жалобой в УФАС по Московской области, который признал действия комиссии неправомерной, т.к. она зачла незавершенные контракты. Торги отменили, конкурсную документацию изменил Заказчик. После этого контракт выиграл наш доверитель.

Если проиграв в тендере, вы считаете, что заказчик учел у победителя его незавершенные контракты, то смело направляйте жалобу в Управление ФАС по вашему субъекту. При незаключенном контракте антимонопольная служба, скорей всего, отменит его итоги. Если нарушение произошло на стадии оценки заявок и допуске участников к торгам, то жалобу в ФАС можно направить до проведения аукциона.

 

Чем быстрее участники торгов среагируют на допущенные нарушения, тем больше шансов оспорить их результат или вообще не допустить незаконные закупки. Промедление может негативно сказаться на конечном результате, т.к. оспаривание заключенных контрактов, которые уже исполняются или полностью закончены, затруднительно с точки зрения текущей судебной практики. Основная сложность - доказать, что признание таких сделок недействительными может восстановить нарушенные права участника торгов. Разъяснения Верховного суда РФ в одном из

судебных дел о том, что возможность оспаривания таких контрактов не поставлено в зависимость от стадии исполнения сделки, является главным козырем для пострадавшей стороны.


Ведомости от 20 июня 2017