Бизнесменов накажут за неисполнение обязательств перед государством

Юрлов Павел Управляющий партнер, адвокат

Не успела власть закрепить расширение полномочий следственных органов в части возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, как в прессе появляется информация о новой инициативе МВД. Ведомство предложило поправки в Уголовный кодекс, согласно которым неисполнение предпринимателями своих обязательств по договорам с государственными структурами или с бюджетными организациями будет рассматриваться как обычное мошенничество с наказанием до 10 лет и арестом на время расследования. По мнению  инициаторов законопроекта, действие указанной статьи должно распространяться исключительно на случаи, когда сторонами по делу являются коммерсанты. 

МВД хочет дополнить ст. 159.4 УК РФ примечанием о том, что действие данной статьи не будет распространяться на неисполнение предпринимателями договорных обязательств с государственными, муниципальными и бюджетными структурами. Но главная интрига заключается в том, сможет ли по таким делам следователь или дознаватель добиться в суде ареста коммерсанта на период предварительного расследования.

В настоящее время, несмотря на прямой запрет в законе заключать под стражу предпринимателей, остаются случаи, когда следственные органы и суды, занимая формальную позицию, арестовывают их на стадии следствия, элементарно игнорируя факт совершения ими деяния в сфере предпринимательства. Возможно, указанная инициатива МВД направлена на оправдание сложившейся негативной практики. 

Известно, что самый больной удар по предпринимателю и его  бизнесу - это его уголовное преследование с заключением под стражу. Как правило, в такой ситуации человек теряет  все: свободу, бизнес, имущество, свое доброе имя. 

По данным Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, в период 2012-2013 годов причиной 56,7% обращений в его адрес являлось именно незаконное уголовное преследование бизнеса. К сожалению, большинство захватов предприятий и крупных внутрикорпоративных конфликтов не обходится без возбуждения уголовных дел, и зачастую они возбуждаются по экономическим статьям УК РФ. По данным МВД, в период с января по сентябрь 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года количество преступлений экономической направленности сократилось на 25,8%. При этом доля тяжких и особо тяжких правонарушений в общем числе составила 62%. На этом фоне не понятны предлагаемые поправки.

Если же инициатива МВД направлена на более рациональное использование бюджетных средств, то участниками этого процесса являются не только бизнесмены, но и государственные чиновники.  Именно на них государство возлагает обязанность определять правила проведения торгов, условия контрактов, выбор исполнителей и т. д. Тогда почему предложение ведомства затрагивает только бизнес? 

Сейчас сложился тренд, когда уголовному преследованию подвергаются предприниматели, чьи компании частично не исполнили условия контракта. При этом заказчик (государственный или муниципальный орган) был всем доволен и не инициировал никаких судов. В условиях цивилизованного гражданского оборота в такой ситуации заказчик бы просто заплатил предпринимателю меньше денег либо обратился в арбитражный суд за защитой своих интересов. Однако, когда речь идет о бюджетных деньгах, уголовные дела инициировать могут третьи лица - проверяющие органы, которые чаще всего не вникают в хозяйственные подробности по контракту и сразу возбуждают уголовные дела. Не хотят контролирующие органы также учитывать то, что по закону уголовная ответственность наступает только в случае полного неисполнения контракта. Другими словами, когда предприниматель, получив бюджетные деньги, скрылся и не стал его выполнять. Частичное неисполнение контракта не может являться безусловным основанием для возбуждения уголовного дела. Как показывает практика, однажды открытое дело не так просто закрыть.

Если тренд сохранится, да еще государство поддержит инициативу МВД, то  возможность контролирующих органов самостоятельно инициировать уголовные дела станет дамокловым мечом, который долгие годы будет висеть над бизнесом. Причина проста: контролеры смогут провести проверку в течение 10 лет после исполнения контракта и посадить предпринимателя. Даже при полном отсутствии претензий со стороны заказчика.

Предложение МВД не способствуют развитию предпринимательства в стране и улучшению инвестиционного климата. Скорее наоборот - показатели в этих сферах только ухудшатся. Кроме того, подобные предложения еще больше будут способствовать утверждению в обществе мнения, что каждый предприниматель - это потенциальный мошенник, который обманывает людей и государство.

С существующим уровнем коррупции подобные инициативы выгодны нечистым на руку предпринимателям (и чиновникам), которые смогут использовать правоохранительную систему для разрешения конфликтов с бывшими партнерами по бизнесу, а также для устранения конкурентов или "неугодных" людей.

Государству необходимо прекратить прессинговать бизнес, ужесточая законы в уголовной сфере, и на деле заняться созданием благоприятных условий для развития предпринимательства в стране и повышением уровня исполнения существующих законов. Хочется верить, что инициативы последнего времени не являются частью плана по замене частного бизнеса на государственный.


от 21 октября 2014