Оценку поставит бизнес

Цепков Владислав Старший партнер, адвокат

Предпринимателей избавят от лишних документов

Минэкономразвития планирует ввести институт "оценки фактического воздействия действующих законов и подзаконных актов в сфере предпринимательской деятельности" в соответствии с проектом Постановления правительства РФ "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ".

Институт будет работать помимо уже существующей оценки регулирующего воздействия (оценка последствий законов, еще не вступивших в силу), которая применяется на стадии подготовки нормативно-правовых актов (НПА). Проводить такую оценку будет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт, или орган, осуществляющий правовое регулирование в этой сфере.

Новый институт, широко применяемый на Западе, позволит в течение трех лет после принятия законов, затрагивающих интересы предпринимателей, изменять или даже отменять их. Все НПА согласно новому проекту будут разделены по степени их воздействия. Те, что с высокой и средней степенью воздействия, подвергнутся анализу, к этой процедуре будет подключаться и бизнес-сообщество. Если акт с низкой степенью воздействия (не изменяет и не вводит новых правил, ограничений для предпринимателей), то его оценка будет считаться нецелесообразной.

На публичных консультациях планируется выявлять сильные и слабые стороны НПА, а также производить сопоставление действительного эффекта с планируемым. По итогам фактического воздействия закон или акт может быть в дальнейшем отменен, оставлен в силе или подвергнут изменениям.

читайте также

В России появится единый реестр проверок бизнеса

Насколько это изменит существующую ситуацию? Фактически уже сегодня в задачи правительства РФ входит регулирование социально-экономической сферы, что подразумевает оценку принимаемых нормативных актов и их корректировку. На практике это выражается в создании различных рабочих групп, проведении "круглых столов" и совещаний с представителями бизнес-сообщества. Таким образом, инициатива минэкономразвития узаконит обсуждение с бизнесом применения нормативных актов. Безусловно, это повысит прозрачность нормотворческой деятельности и доверие предпринимателей к власти, которое все еще находится на низком уровне.

Предлагаемые изменения смогут "оживить" сложившуюся систему нормотворчества. Зачастую не всегда можно предугадать эффект от введения нового закона еще на стадии его принятия. Теперь же предприниматели смогут официально доносить до законодателей свою позицию по последствиям применения НПА, и таким образом новая система позволит сглаживать острые края противоречий. К 2015 году будет разработана методика публичных консультаций, к 2016 году - форма плана проверки НПА и форма отчета о проверке.

Планируется упорядочить даты введения новшеств в российское законодательство: фиксированные даты и плановость в переходе от одних правил к другим позволит бизнесу тщательнее готовиться к таким изменениям. Акты с высокой и средней степенью регулирующего воздействия должны будут вводиться либо 1 апреля, либо 1 октября, но не ранее чем через 6 месяцев.

Кроме того, формула One in - One out закрепит принцип удаления лишних правил поведения: если законодательный акт будет ужесточать или вводить новые правила поведения для участников, то он же должен будет отменять устаревшие. Минэкономразвития сможет разработать методику расчета стандартных издержек для соотнесения вводимых требований уже существующим и для соразмерного исключения последних.

Планируется заменить исчисление сроков с календарных дней рабочими. Многие процедуры оценки фактического воздействия подразумевают вовлечение представителей бизнеса, поэтому чтобы максимально эффективно использовать время каждого этапа, надо исключить праздничные и выходные дни, поскольку в это время активность предпринимателей и объективность анализа снижаются.

Также проект предполагает более плавные изменения законодательства в сфере предпринимательства и так называемые "переходные периоды". Более того, на разработчиков ляжет обязанность включать переходные положения в НПА. Предполагается борьба с "чрезмерным законотворчеством". Акты будут подготавливаться в соответствии с ежегодным планом, утвержденным руководителями органов исполнительной власти. Утверждать планы будет Комиссия правительства РФ по законотворческой деятельности. Председатель правительства получит право вводить так называемый "правовой эксперимент", когда на определенной территории будут изменяться правила регулирования в конкретной области. По результатам делается вывод.

Оценка фактического воздействия НПА будет состоять из трех этапов. Первый - формирование плана проведения оценки. Второй - подготовка отчета об оценке фактического воздействия и его публичное обсуждение. Третий - рассмотрение отчета правительственной комиссией, которая его проанализирует и даст свое заключение о его эффективности.

Действующие объединения предпринимателей в России давно зарекомендовали себя в работе по защите прав бизнеса. Они в состоянии дать нужные рекомендации по применению или изменению нормативных актов. Сейчас бизнесу не хватает площадок, на которых возможно общение с органами власти. Несмотря на активно продвигаемую государством стратегию по повышению инвестиционной привлекательности регионов России, менталитет чиновников склонен воспринимать бизнес как "дойную корову" нежели как партнеров. Появление нового института должно повлиять на изменение этого менталитета.

Безусловно, делать только положительные прогнозы о последствиях инициативы минэкономразвития сейчас сложно. Любой документ применяют люди, и от их отношения зависит результат. Не стоит забывать и про коррупционные возможности, которые открываются перед недобросовестными участниками как бизнес-сообщества, так и аппарата государства. К 1 октября 2015 года будет сформирована методика оценки фактического воздействия, тогда можно будет говорить о ней подробнее.


от 21 октября 2014